71-летний капитан татарстанского экипажа яхты «Милонга», совершающей кругосветку, — о своем путешествии и о том, как застрять на карантине на краю Земли

Алмаз Алеев: «В семьдесят все только начинается!»

Лодка хорошо была подготовлена к длительному экспедиционному плаванию, в принципе, мы были готовы выходить в него еще в 2018 году, но тогда не сложилось

— С каким экипажем вы отправились в это плавание, какой лично у вас яхтенный стаж и опыт хождения в открытом море?

— Экипаж наш — три человека: я (капитан), старпом и боцман, он же «инженер — золотые руки». Свой парусный стаж я исчисляю с момента выхода на пенсию с летной работы — то есть с 1979 года. Морские плавания начались у меня только в 1991 году, хотя в 1989 году я участвовал в гонках на Кубок залива Петра Великого. В 1991 году я организовал поход трех яхт в Турцию. Потом, в 1992 году, я перегонял яхту в Геную. В 1993 году мы одними из первых советских/российских яхтсменов прошли вокруг Европы — сложное было плавание. Шли с другом только вдвоем вниз по Волге, домой вернулись тоже по Волге, но уже с севера — через Петербург.

— Не слишком ли трудно ходить вокруг света всего лишь втроем? Какой из пройденных участков был для вас самым тяжелым?

— Нет, втроем ходить нам не трудно — яхта не очень большая, удобная. Вспоминая свое плавание на Carter 30, когда «штатные» пять человек экипажа постоянно мозолили друг другу глаза, я сейчас думаю, что троих на борту вполне достаточно. Да, первое время было сложновато (экипаж у меня сравнительно молодой, пока еще малоопытный), но втянулись. Вахты у нас по четыре часа. Средиземку в этот раз мы не узнали. Я не первый раз шел по этому морю, но впервые видел его таким. Сплошные шторма: нас довольно сильно потрепало. Пока что получается так, что именно Средиземное море, а вовсе не Атлантика и не Тихий океан оказались самым сложным участком маршрута.

— Вы, Алмаз, уже не очень молоды — все-таки 71 год. Как вы переносите тяготы столь дальнего пути? Не считаете ли излишне рискованным уходить в столь дальнее плавание в ваши годы?

— Ну, возраст… Что — возраст? Конечно, да — немолод уже. Порой как подумаешь об этом, так страшно становится. Но если вспомнить Ван Ден Хееде, который выиграл Golden Globe в 72 года, так понимаешь, что на самом-то деле все еще впереди. И я не вижу особого риска в мои годы уходить в дальнее плавание, хотя, разумеется, нашим родственникам, друзьям непросто с нами расставаться, они сильно за нас волнуются. Но мы стараемся их поддерживать, они поддерживают нас. Так что взаимная любовь выручает.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Последствия майдана для украинского спорта: западня для «западенцев»

Алмаз Алеев: «В семьдесят все только начинается!»

Вспоминая свое плавание на Carter 30, когда «штатные» пять человек экипажа постоянно мозолили друг другу глаза, я сейчас думаю, что троих на борту вполне достаточно

— Кроме естественного желания посмотреть мир, есть ли у вашего путешествия еще какая-нибудь цель?

А.А.: Первая цель спортивная — это ДСП. Желание попробовать себя, проверить технику. Второе — мы все патриоты России, патриоты своей республики. А в прошлом году как раз было столетие провозглашения и организации Татарской АССР (окончательно основана декретом ВЦИК и Совнаркома 27 июня 1920 года, — А.Г.) в составе России, это очень большая и важная для нас годовщина, широко отмечавшаяся в Татарстане. Ну и третье — наше первое большое плавание состоялось в 1991 году, так что этот поход можно рассматривать как приуроченный к тридцатилетнему юбилею того путешествия.

— Из каких средств вы финансируете свое плавание? Есть ли у вас какие-то спонсоры, частные или государственные? Можете ли вы примерно расписать бюджет такого похода — например, сколько денег в среднем вы тратите в месяц?

— Финансирование похода взяла на себя коммерческая фирма, которая и купила эту яхту. У нас на борту ее руководитель, компания также покрывает и береговые расходы. Но живем мы экономно. Главное — я принял решение питаться сублимированными продуктами: они занимают очень мало места и веса и удобны в приготовлении. Мы загрузили их на год вперед. Конечно, закуплены и крупы, на местах стоянок покупаем овощи и фрукты (сейчас, конечно, с закупками возникли большие сложности из-за ковида). Поэтому бюджет получается не очень уж большой — думаю, в среднем по 400 рублей на человека в день всего.

— Насколько сложны для сегодняшнего яхтсмена разного рода формальные требования стран захода — визы, погранично-таможенные формальности и прочее?

— Опыт девяностых годов позволил подготовиться к плаванию так, что на первых порах не было вообще никаких административных проблем: мы заходили в гавани, отмечались у пограничников, платили за стоянку в маринах — в общем, все как обычно. Путешествовали без проблем. Не сравнить, конечно, с моим опытом 93-го года, когда мы вышли в море вокруг Европы, не имея ни одной визы в паспортах. Но все же спокойно посетили десять стран! Однако из года в год требования все ужесточаются. Особенно сильно закручивать гайки стали тогда, когда пошла волна беженцев с Черного континента. Ну а сейчас — в связи с вирусом — началось и вовсе какое-то сумасшествие. Я тут читал, яхтсмены, наши сограждане, россияне, крепко попали — нигде их не принимали, никуда не могли зайти заправиться. Ну у нас ситуация, я думаю, все же попроще.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Турнир по боксу М13: на кону пять чемпионских поясов

Алмаз Алеев: «В семьдесят все только начинается!»

Помощи как таковой не требуется — лишь бы на берегу знали и помнили о нас. И ждали домой

— Cейчас вы на Вануату столкнулись с трудностями, вызванными карантинным режимом. Оказывают ли вам какую-то помощь наши дипломатические учреждения за рубежом?

— Да, сейчас возникли большие сложности с заходами в порты. В Вануату нас задержали, поставили на карантин. Наши дипломаты в Австралии (в сферу их ответственности входит и Вануату) нам сильно помогли, послали специальную дипломатическую ноту. Пока связь с нашим диппредставительством есть, я считаю, свои функции по защите прав соотечественников за рубежом его сотрудники выполняют.

— Есть ли у вас в настоящий момент какой-то запасной план на случай дальнейшего продолжения карантинных проблем? Австралия сейчас, как мы знаем, закрыта наглухо. Что делать?

— Запасной вариант в голове всегда есть. Тем более постоянно закладываешься на ветер — а сейчас пора тайфунов. Австралия, похоже, нас и в самом деле не примет — это уже практически девяносто девять процентов. Так что двинем в Индонезию, там вроде бы нас готовы принять. Пополним запасы, и оттуда уже можно будет сделать переход практически до Турции. Нон-стоп.

— Все ли у вас в порядке на борту или в какой-то помощи вы сейчас все же нуждаетесь?

А.А.: На борту порядок, только постоянно ремонтируем паруса. У нас генуя №1 — которая постоянно в работе — сильнее всех изнашивается и оттого очень часто рвется. Но у нас еще есть генуя №2 и геннакер. Так что не пропадем. Есть небольшая неполадка с краспицами, но я поднялся, посмотрел — должны дойти без ремонта. Так что помощи как таковой не требуется — лишь бы на берегу знали и помнили о нас. И ждали домой.

— И куда вы планируете направиться в первую очередь после того, как эта вся карантинная свистопляска закончится?

А.А.: Видимо, мы напрямую, как я уже сказал, пойдем в Турцию. Там судовладелец хочет оставить яхту. Оттуда — самолетом домой.

— Что ж, желаем вам счастливого плавания!