Как политизация вышиванки на Украине превратилась в фарсКак политизация вышиванки на Украине превратилась в фарс

Недавно в стране разразился нешуточный политический скандал по весьма забавному поводу

Он мог бы вскрыть нелицеприятные тайны «незалежных» технологий массовой промывки мозгов, но его достаточно быстро замяли. Сообразив, чем все может закончиться, замолчали даже те, кто его изначально раздул.

Под прицелом критиков из числа национал-радикалов оказался президент Украины Владимир Зеленский. В честь странного новомодного праздника, известного как «день вышиванки», он разместил в социальных сетях пост следующего содержания:«Вышитая рубашка – наша гордость, наш символ и сокровище. Она – наша сила и идентичность. Она – одно из сердец Украины, которое никогда не перестанет биться. С Днем вышиванки!».

Все бы ничего, и, возможно, Зеленский бы никак не пострадал от своей гениальной пиар-идеи, но он прикрепил к сообщению общую фотографию со своей женой – оба, естественно, были в вышиванках.

Тему развила Елена Зеленская, час спустя написавшая на своей странице:«В День вышиванки я почему-то всегда вспоминаю прабабушку Шуру. Возможно, потому, что она вышивала. У меня осталось несколько картин, которые она вышила крестиком (было у нее такое хобби). Они и сейчас висят в моем доме. К сожалению, у меня не осталось ни одной ее вышитой рубашки! Как бы я хотела иметь с ней еще и такую связь – через вышитый код, в котором она, возможно, передала бы мне свое послание. Знаю, что если бы у меня была такая рубашка, у нее был бы примерно такой орнамент, как сегодня у нас с Владимиром. На Днепропетровщине, где родились мы, и где когда-то родилась моя баба Шура, традиционные черно-красные вышивки, а крой женской рубашки – особенный, с квадратным вырезом – каре. Это наша региональная «вышиваночная» изюминка. А какие «вышиваночные» особенности вашего региона?»

«Зрада» началась практически сразу. Дело в том, что на фото сам Зеленский был запечатлен в вышитой косоворотке, а его супруга – в слегка фривольной рубашке с огромным вырезом в форме каре. Конечно, тоже вышитой. Декольте Елене Зеленской националисты простили, а вот косоворотку ее мужу – нет.

«Штирлиц еще никогда не был так близок к провалу», – написал один из пользователей Инстаграма в комментарии к посту президента-комика.

Политтехнолог-«порохобот» Виктор Уколов назвал фото Зеленского «надругательством и пренебрежением к Украине». По его словам, президент показал, как он «далек от украинской культуры». И таких комментариев оказалось немало. Само фото стало «базой» для массы мемов – украинскому лидеру дорисовывали балалайки и кокошники. Ведь косоворотка традиционно считается русской, а, если точнее, – великоросской одеждой.

Администрация президента Украины в ответ включила неловкий «режим защиты». «Во время создания вышиванки для Владимира за основу мы взяли национальный костюм днепропетровского региона. Для востока Украины боковой разрез на рубашке был широко распространенным элементом. Он был очень популярен в XIX веке, но потерял свою актуальность после всего того, что с нашей страной сделал Советский Союз», – заявил в интервью украинским СМИ создатель президентского костюма дизайнер Артем Климчук.

Он заявил, что рубашку Зеленского создавали по мотивам образцов, хранящихся в музеях. И даже выложил в соцсетях фото днепропетровской рубахи якобы конца XIX – начала ХХ века с вырезом сбоку.

А советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк назвал критику в адрес Зеленского «немотивированной», сославшись на то, что в разных регионах могут существовать разные варианты кроя и вышивки.

Журналисты «Страны» в свою очередь иронично сравнили высказывание о «рубахе, характерной для восточных регионов» с речью главы МВД Украины Арсена Авакова о загадочном «слобожанском языке» (так «свидомый» политик в свое время пытался оправдать то, что разговаривает по-русски).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Еврейская община Украины осудила попытки изменить законопроект о борьбе с антисемитизмом

Однако, в целом, грандиозный скандал оказался яркой, но очень кратковременной вспышкой на украинском политическом небосклоне. Даже оппоненты Зеленского, поднявшие «зрадную» тему, вопреки своему обыкновению, постарались забыть о ней очень быстро. Не связано ли это с тем, что у всей «вышиваночной» истории оказалось тройное или даже четверное дно, которое очень дурно пахнет в контексте обсуждения украинской национальной идеи в принципе?

На поверхности лежит мысль о том, что киевская политическая элита, которая каждый день рвет на груди рубаху за Украину и ее «духовное богатство», на самом деле не имеет ни малейшего представления о «незалежной» этнографии.

Более того. Думается, примерно 99-ти из ста украинских национально-«свидомых» политиков в принципе плевать на «рушныкы», «глэчики» и «вышиванки». Зеленский, конечно, не собирался эпатировать публику неким особенным «днепрорубашечным» стилем. Просто, что он сам, что его дизайнер не имеют ни малейшего представления о том, что такое вышиванки. Но при этом, практически со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что и большинство его оппонентов разбираются в «вышиваночных» вопросах ничуть не лучше.

Спроси у них неожиданно, для какого региона Украины характерна вышивка с их рубашек, и они застынут с открытым ртом. А потому на месте Зеленского запросто могли оказаться и Петр Порошенко, и свидомые экс-комсомольцы Олег Тягнибок с Александром Турчиновым.

Сам праздник «День вышиванки», из-за которого украинский президент попал в глупое положение, – достаточно нелепый. Идею дружно наряжаться в вышитые рубахи предложила якобы в 2006 году студентка черновицкого истфака (а в дальнейшем – журналистка и активистка) Леся Воронюк. В 2010 году «день вышиванки» посчитали «фишкой» и начали популяризовать черновицкие городские власти. Однако вплоть до государственного переворота на Украине праздник оставался провинциальным междусобойчиком. Лишь в 2015-2016 годах он «прогремел» на всю страну, и даже за ее пределами.

Достаточно безобидная изначально идея трансформировалась в постмодернистское действо с архаично-шовинистическими мотивами. Кто не с нами – тот против нас. Кто не нанес на лицо племенные знаки – тот враг и должен быть съеден в торжественной обстановке.

В нацистской Германии лояльность проверяли с использованием свастики, изучением родословной и замерами параметров черепа, а в «европейской державе» – при помощи готовности нарядиться в вышитую сорочку.

Вот только беда в том, что украинская вышиванка, как этнографическое явление, в наши дни очень сильно мифологизирована и с «седой древностью» связь практически утратила.

С большой долей вероятности можно предположить, что вышитая рубаха, как таковая, – явление общеславянское, уходящее своими корнями в средневековье. Однако толком о ее происхождении мы знаем очень мало. Ткань – материал недолговечный, и обнаружение образцов одежды, которым более тысячи лет, – это очень редкая удача. А потому историкам остается полагаться лишь на весьма приблизительные реконструкции с использованием древних изображений, а также – на анализ расположения украшений при исследовании погребений.

Если об оружии, керамике, архитектуре и погребальных обрядах наших предков мы знаем немало стараниями археологов, а об основных политических событиях – благодаря труду отечественных и иностранных летописцев, то сведения о многих культурных аспектах (включая одежду) у нас – фрагментарны. Кто-то может удивиться, но мы толком не представляем даже, как выглядел дохристианский пантеон славян (то, что нам известно, – это результаты реконструкций по косвенным данным). Что после этого можно сказать о вышивке на рубахах?

Так что остается только посмеяться над словами «придворного» украинского дизайнера Климчука, возмущавшегося тем, что «сделал» с украинской культурой Советский Союз.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Алексей Куракин: Рекордно большой залог для Медведчука – это привет из Вашингтона

Нравится это кому-то или нет, но «массовую» украинскую культуру, в том виде, в котором мы знаем ее сегодня, СССР практически создал с нуля. Это касается и литературной нормы украинского языка, и придуманного хореографом Павлом Вирсик сценического варианта гопака, и тех же самых «вышиванок».

Ведь вышитые рубашки могли быть запросто стерты из общественной памяти и полностью замещены «рабочим» вариантом европейского костюма, если бы не усилия советских лидеров. Первая волна массового распространения «вышиванок» прокатилась по СССР на фоне политики «коренизации» в 1920-1930-е годы, а вторая – при Никите Хрущеве, который сам любил щеголять в «вышиванке» без галстука под костюм. Вышитые рубашки упоминаются и в советской литературе, и в советском кинематографе. Вспомним хотя бы, в вышиванке ходил горячо любимый уже несколькими поколениями старик Хоттабыч. Повесть Лагина, напомним, написана в 1938 году…

И то, что надевают сегодня на «марши вышиванок» украинские патриоты, доказывающие, что они коренные носители шумерско-трипольских традиций, – это не что иное, как прошедшие через советскую «универсализацию» брокарские мотивы. И, кстати, вышиванки четы Зеленских – из той же оперы. Если кто-то не верит, можем порекомендовать найти изображение брокарской «классики» и лично сравнить с рубашками Владимира и Елены.

С учетом всего сказанного выше, экзальтированные националисты, которые, по их словам, «чувствуют в вышиванках свой генетический код», выглядят смешно.

«Похоже у нас скоро вiзерунки будут под увеличительным стеклом изучать на предмет «зрады». При всем том озабоченных, что у президента вышиванка «не той системы» нисколько не смущает, как за последние годы она превратилась в такой себе «бронежилет» для коррупционеров и всевозможных чертей. Дискутировать с этими блюстителями о многообразии национальной вышивки занятие бесполезное. Живущие в черно-белом мире «зраду» всегда найдут …», – написал недавно в своем блоге украинский политолог Андрей Золотарев.

«Трудно было не заметить, как старательно изображал из себя ультрапатриота глава федерации футбола Павелко. И трудно было с этого не поржать, понимая, что мутный постсоветский бизнесмен Павелко космически далек от всей этой бандеровщины. Его настоящее отношение к ней – что-то между равнодушием и презрением. И он такой совершенно не один. Почему же все эти дорвавшиеся до бюджета и схем бизнесюки так старательно строят из себя правоверных националистов? А ничего личного – просто бизнес. Так сложилось, что «борцы с коррупцией» и упоротые «патриоты» в Украине это одни и те же лица. При этом именно эта узкая прослойка и формирует здесь «общественное мнение» – остальным все пофиг. Поэтому, сев на потоки, так важно одеть вышиванку. Ведь когда ворует Курченко – то это «нельзя терпеть, все на Майдан». А когда ворует Порошенко – «це потрібно для захисту держави»», – высказался на днях главный редактор издания «Капитал» Вячеслав Чечило.

И с ними сложно не согласиться.

Даже вполне себе «рукопожатно-свидомое» издание «Zahid.net» недавно с грустью констатировало, что вышиванки превратились в элемент социальной мимикрии для негодяев, которые таким образом пытаются прикрыть свои неблаговидные поступки.

Действительно, надел вышиванку – и можно под патриотическими лозунгами убивать детей в Донбассе, обкладывать данью и похищать бизнесменов в «ватной» Одессе, ну и, конечно, воровать одолженные у МВФ миллионы на примитивных коррупционных схемах. Недавно выдуманное «племенное одеяние» спишет все. И то, что такая технология использования «псевдонародных артефактов» работает не в постколониальной африканской стране, а в европейском государстве, еще недавно производившем космические ракеты и самолеты, выглядит, по меньшей мере, сюрреалистично…

Святослав Князев, Столетие

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь