Из-за нехватки средств у аэроклубов спортсмены летают на советских самолетах и прыгают с советскими парашютами

Небо, самолет, беда: почему татарстанский парашютный спорт уходит в смертельное пике

Поэтому на фотографиях из больницы выжившие в катастрофе парашютисты складывают пальцы буквой «V» — залечив травмы, они намерены остаться в этом братстве, снова подняться в небо и прыгать.

А еще, добавил собеседник издания, по его мнению, аэроклуб в Мензелинске — «это лучший клуб на территории нашего округа». Он напомнил — с этим клубом работает центр подготовки космонавтов (у них тоже норматив по прыжкам с парашютом), лишь сейчас на время расследования приостановил сотрудничество.

Небо, самолет, беда: почему татарстанский парашютный спорт уходит в смертельное пике

Аэроклуб в Мензелинске, несмотря на его удаленность от Казани, многие парашютисты-профессионалы выбирали еще и по другой причине:

— В Куркачах АН-2 поднимается на высоту 2 тысячи метров минут 30, долго, но безопасно — при отказе двигателя этот самолет может планировать. А в Мензелинске самолетный парк очень хороший — два L-410, Ан-28… И еще проблема Куркачей — там аэропорт. И ты можешь договориться о прыжке, но, когда местные самолеты взлетают, парашютисты сидят на земле, и это может длиться несколько часов.

Небо, самолет, беда: почему татарстанский парашютный спорт уходит в смертельное пике

«Шансы были»

В первые же часы после того, как из рухнувшего утром в воскресенье самолета Мензелинского филиала Центрального аэроклуба РТ ДОСААФ России спасатели извлекли тела 16 погибших и шестерых пострадавших парашютистов, история крушения стала обрастать версиями. Первой стала версия о том, что у злополучного L-410 были проблемы с двигателем. Дочь одного из пилотов заявила, что ее отец предупреждал об этом.

— Я не могу осуждать дочь Михаила Беляева за то, что она сказала, — заметил источник «Реального времени», — но техника может ломаться. Однако ее проверяют, и самолет осматривали, проверяли, обслуживали. На этом, разбившемся борту, начиная с 2017 года, я прыгал очень много, сотни раз, и говорить, что там прежде были технические проблемы, я не могу — не было такого. И такого, чтобы двигатель заглох, или чтобы он в воздухе разворачивался, чтобы сесть — не было. Отказ двигателя мог произойти по разным причинам — например, могла залететь птица, скорее даже несколько. А вот чтобы не было достаточно топлива — такого не может быть. Не может быть, чтобы пилот себя неправильно повел — он все правильно сделал. И про перевес — это глупо. Ну да, самолет рассчитан на 20 человек плюс груз. Вес парашютиста в среднем 70 кг, вес парашюта — 10 кг.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Молния, ударившая в одно место дважды: у «Тампы» два Кубка Стэнли подряд и русский костяк лидеров

Небо, самолет, беда: почему татарстанский парашютный спорт уходит в смертельное пике

Профессионал убежден: обвинять в трагедии пилотов Михаила Беляева и Александра Зыкова также нет ни малейших причин:

— Если бы не бетонный забор, шансы спастись были у всех. Возможно, они получили бы травмы, но не погибли.

— А парашюты — почему никто не пытался прыгать?

— У меня был отказ двигателя на Ан-2, мы тогда на 500 метрах вышли (прыгнули — прим. ред.). Но наши парашютные системы это позволяли. А «Тандему», чтобы не разбиться, там же купол больше, чтобы он заполнился, требуется большая высота, а ее не было.

«У экипажа было мало времени»

Подменять собой следствие никто из экспертов «Реального времени» не намерен, однако мы попросили председателя совета директоров группы компаний «Тулпар» Азата Хакима порассуждать о том, какие факторы могли стать фатальными. Он предложил версию о совпадении двух обстоятельств:

Небо, самолет, беда: почему татарстанский парашютный спорт уходит в смертельное пике

«Это убыточное дело»

А другие сотрудники местных аэроклубов системы ДОСААФ на анонимных условиях высказались о «болевой точке» российского парашютного спорта: в России самолетов для него в настоящее время в принципе не выпускается, а у аэроклубов нет средств, чтобы закупать самолеты и даже необходимое для прыжков оборудование в достаточном количестве:

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почему проблемы «Нефтехимика» не решились с уходом Гудачека и что общего у Леонтьева с Назаровым?

— У всех аэроклубов — старая техника, и они постепенно закрываются. Это убыточное дело. Государственным аэроклубам нужна поддержка! Ведь как получается: чуть какой праздник — привлекают куркачинских парашютистов бесплатно прыгать, а как купить хорошую технику — денег нет! В наших клубах парашюты еще с советских времен остались. Они годные, но сами понимаете!

ДОСААФ и коммерция

Следствием этого стало сращивание спорта и бизнеса, появление коммерческих фирм при некоммерческих аэроклубах.

В Мензелинске дела обстоят так же, как и в других филиалах ЦАК — там, по соглашению с клубом, услуги ему оказывает ООО «Мензелинское авиапредприятие». «Реальное время» обратилось к директору компании Валентине Шайхутдиновой, чтобы выяснить роль коммерсантов в обеспечении полетов, однако та отказалась отвечать на вопросы — в день похорон парашютистов так переживала, что ей пришлось вызывать «скорую».

По данным СПАРК, в Менделеевске на сегодня зарегистрированы две фирмы с таким названием — по одному адресу на улице Северной. Одна действует с 2003 года и специализируется на гостиничном бизнесе, с 2018 года ею владеет Шайхутдинова. Фирма стабильно убыточная — начиная с 2017 года выручка колебалась в пределах 13—15 млн рублей, а себестоимость продаж — от 16 до 18 млн.

Вторая такая же компания с другим ИНН была зарегистрирована предыдущим владельцем первой фирмы — экс-президентом Федерации парашютного спорта России Сергеем Серендеевым в марте 2021 года. Директором в ней служит Валентина Шайхутдинова, а основной вид деятельности предприятия иной — «деятельность воздушного пассажирского транспорта».

Небо, самолет, беда: почему татарстанский парашютный спорт уходит в смертельное пике

По информации источника «Реального времени», дорого платят за прыжки только те, кто совершает их как любитель — для красивого видео, в тандеме с инструктором. А профессионалам один прыжок обходится в символическую тысячу рублей — на них много не заработаешь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь