Россия ускоряет темпы восстановления Военно-морского флота

Недавний пожар на корвете «Проворный», когда почти построенный боевой корабль сгорел прямо на «Северной верфи», стал одной из самых бесславных страниц в истории нашего военно-морского флота. В этом ЧП отразились все проблемы отечественного судостроения – чересчур растянутые сроки, недостаточный уровень техники безопасности при проведении работ и т.д. Однако, судя по всему, определенные выводы были сделаны, и ВМФ РФ теперь может открыть перед собой новую, куда более позитивную страницу.

Одной из острейших проблем российского военно-морского флота является острый дефицит крупных надводных кораблей, способных действовать в дальней морской и океанской зонах. Чтобы как-то залатать эту брешь, приходится направлять на глубокую модернизацию большие противолодочные корабли проекта 1155. Первым стал БПК «Маршал Шапошников», второй на очереди – «Адмирал Виноградов». На корабли еще советской постройки, которым в среднем исполнилось уже по 40 лет, ставят современные ракетные ударные и зенитные системы, а также противолодочные комплексы, превращая их не то во фрегаты, не то в эсминцы. Но возраст есть возраст, бесконечно продлевать ресурс бывших БПК не получится, потому флоту нужны новые корабли.

Сегодня главной опорой и надежей России в дальней морской зоне считается многоцелевой фрегат проекта 22350. При полном водоизмещении в 5400 тонн и максимальной скорости в 29,5 узла, эти боевые корабли будут иметь установки вертикального пуска, несущие по 32 ракеты «Оникс», «Калибр» или «Циркон», 32 УВП зенитного комплекса «Редут», артиллерийскую установку, противолодочное и минно-торпедное вооружение, а также 1 противолодочный вертолет Ка-27П или вертолет ДРЛОиУ Ка-31. Известно о заказе Минобороны РФ на 10 фрегатов данного типа.

Кроме того, планируется создать его версию23500М с увеличенным до 8000 тонн полным водоизмещением. Максимальная скорость корабля вырастет до 30 узлов, боекомплект ударных ракет – до 48 штук, зенитных – до 64 ЗУР. Вместо 1 вертолета «суперфрегат» будет нести 2. Дальность плавания увеличится с 4500 миль до 6000, что сделает проект 23500М основной «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в дальней морской зоне.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Превращение Казахстана в федерацию поможет решить внутренние проблемы

Вот только имелись у всех этих планов свои «узкие места». В частности, недоумение вызывало, почему все заказы на строительство фрегатов проектов 23500 и 23500М, а также параллельно с ними на часть корветов 20380 (20385) забрала себе «Северная верфь». Практика показала, что Амурский судостроительный завод, который взялся за вторую часть заказа Минобороны РФ на корветы, справляется с ним значительно лучше. До темпов, например, турецких верфей, конечно, очень далеко, но «дальневосточники» справляются в среднем в полтора раза быстрее, чем «питерцы».

Это само по себе довольно странно, если учесть, что «Северная верфь» находится в самом сердце развитого промышленного кластера России, а Амурский судостроительный – где-то там далеко, на отшибе. С учетом того, что «Северная верфь» не смогла уберечь корвет, который строила «по чайной ложке в день» в течение 8 лет, к ее руководству возникает масса вопросов.

Надо полагать, что возникли они не только у въедливых журналистов и наших проницательных читателей. С Дальнего Востока пришла весьма позитивная новость. Как сообщается, Амурский судостроительный завод получил заказ на строительство серии из 6 кораблей большого водоизмещения, а именно, фрегатов. Очевидно, что речь может идти именно о проекте 23500, но пока не уточняется, может ли это быть его версия 23500М. Первый заместитель генерального директора Амурского судостроительного завода Михаил Боровский пояснил, что предприятие готовится к подписанию заказа на 6 фрегатов, для чего потребуется модернизация эллингов завода.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В США транспортные самолеты превратили в носителей крылатых ракет

Новость это действительно позитивная. Амурский завод уже на деле показал, что способен достаточно быстро строить военные корабли. Пожар на корвете «Проворный», обнаживший все проблемы отрасли, неизбежно привел к выводу о необходимости диверсификации строительства, распределении заказов на несколько верфей. Пока непонятно, забирают у перегруженной «Северной верфи» часть заказов на серию 23500, либо же речь идет о том, что на Дальнем Востоке сразу будут строить «суперфрегаты» проекта 23500М, о чем может свидетельствовать запланированная модернизация эллингов. Во втором случае это было бы очень разумным шагом. Работая параллельно, две верфи смогут быстрее восполнить острый дефицит крупных надводных судов в ВМФ РФ.

К слову, темпы восстановления российского военно-морского флота можно было бы ускорить еще больше, если бы к процессу подключили еще и калининградский «Янтарь». Как мы уже отмечали, с 2022 года его стапели высвобождаются, и на них можно будет заложить «суперфрегаты» проекта 23500М. Как вариант, на «Янтаре» возможно возродить производство БПК проекта 1155.1М, о чем мы подробно рассуждали ранее. В модернизированной версии этот улучшенный противолодочный корабль, оснащенный современной силовой установкой и вооружениями, фактически превращается в настоящий эсминец.

По своим тактико-техническим характеристикам прошедший «реновацию» бывший БПК значительно превзойдет и «Маршала Шапошникова», и «Адмирала Виноградова», став крепкой «рабочей лошадкой» ВМФ РФ в океанской зоне. Будучи построенным с нуля, новоявленный эсминец будет иметь большой потенциал для дальнейшей модернизации, когда на него можно будет поставить более совершенную систему ПВО морского базирования и современные противолодочные вертолеты «Минога».

Таким образом, грамотно распределив заказы по нескольким судостроительным заводам, Россия сможет реально значительно усилить свой надводный флот в течение 1-2 десятилетий.